Home Политика Убежал в Беларусь, не от ответственности: как наказать Пригожина и ЧВК «Вагнер» за преступления

Убежал в Беларусь, не от ответственности: как наказать Пригожина и ЧВК «Вагнер» за преступления

Так ли уж «частная» ЧВК «Вагнер»?

В академическом и публичном пространстве идет ожесточенная борьба: первые убеждают, что «вагнеровцы» обладают определенной автономией от правительства России, вторые – настаивают, что такой подход является лазейкой во избежание ЧВК ответственности. В конце концов, дискуссия выходит далеко за пределы конкретной компании: международное право не имеет единого ответа, потому что государствам как основным его субъектам выгодно поддерживать «вуаль таинственности», способную скрыть кое-где ужасные зверства, совершенные чужими руками.

Однозначно презюмировать, что все действия ЧВК «Вагнер» должны быть атрибутированы России – неправильно. По крайней мере, некоторые операции тактического значения являются не больше, чем самодеятельностью Пригожина и компании, поэтому применение теста относительно наличия эффективного контроля неизбежно в каждом конкретном случае.

В то же время из песни слов не выкинуть. Еще в 2012 году Путин поддержал идею создания сети российских частных военных компаний, которые, по его мнению, могут являться инструментами геополитического влияния и реализации национальных интересов без прямого участия государства.

Уже в 2016 году был внесен соответствующий законопроект, голосование по которому Госдума провалила в связи с его несоответствием Конституции. В 2018 году за легализацию таких компаний выступил Лавров. Несмотря на отсутствие счастливого завершения сделки по узакониванию международных преступников, все эти годы под покровом России действовал не только «Вагнер», но и ENOT Corporation, группа Feraks, Antiterror-Orel Group.

Особенностью ЧВК «Вагнер» по сравнению с подобными группами за рубежом является то, что она обладает тяжелым вооружением, вовлечена в разведывательные операции (вместе с вооруженными силами России), ведет бои, совершает диверсии и осуществляет прямое наступление. Вагнеровцы пользуются российской военной инфраструктурой, получают паспорта от специального ведомства, как и члены вооруженных сил России, лечатся в российских военных госпиталях.

«Запретные» в России

Согласно Конституции России, создание вооруженных группировок запрещено, а все вопросы безопасности и обороны являются исключительной компетенцией государства. Создание ЧВК противоречит основному закону России. В то же время дыры в законодательстве государства-агрессора позволяют обойти подобный запрет. Несмотря на криминализацию найма в России, российским гражданам разрешено работать на частные военные компании, зарегистрированные за рубежом. Интересно, что ЧВК «Вагнер» не зарегистрирован ни в России, ни где-либо – де-юре компании просто не существует.

Ко всему следует упомянуть, что Россия декриминализировала совершение преступлений в связи с так называемой «СВО», если лицо действовало с целью защиты национальных интересов. Все это свидетельствует в пользу утверждения, что даже в случае, если деяния ЧВК «Вагнер» или какой-либо другой подобной группы не удается приписать России, то последнюю все же можно привлечь к ответственности за уклонение от выполнения универсально признанных международных положительных обязательств предупреждение, остановка и наказание международных преступлений и других серьезных нарушений международного гуманитарного права и международного права прав человека, например, в Комитете ООН по правам человека или в ЕСПЧ с оговоркой об ограничении юрисдикции.

Нож в спину

Реагируя на «бунт» ЧВК «Вагнер» Путин рефлексировал о ноже в спину и предательстве. Пригожину следует принять во внимание следующее: Беларусь – не самое безопасное место для того, чтобы укрыться от международной ответственности, а Лукашенко – всегда знает, «откуда готовилось нападение», поэтому действует на опережение. Отношения между вагнеровцами и действующим в Беларуси режимом с 2020 года были сложными – с уголовными производствами, личными встречами между главами Союзного государства, острыми выпадами.

Кстати, как и Украина, Беларусь является стороной Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (1989 года). Россия договора не подписала. Конвенция предусматривает, среди прочего, привлечение наемников к уголовной ответственности или их экстрадицию на территорию другого государства-участника. В случае отказа или возникновения другого спора сторона договора может обратиться в Международный Суд ООН, юрисдикция которого обязательна.

Так что ничего не мешает Лукашенко либо устроить Пригожину вендетту самостоятельно, либо отдать в жертву, например, Украине. А как нет? Это опыт подачи жалоб в МС ООН в Украине уже немалый. Единственное препятствие – слишком размытое определение понятия «наемник».

Как еще обеспечить ответственность вожакам и членам ЧВК?

В резолюциях Совета Европы, НАТО, ЕС, касающихся российского терроризма, нет никакого упоминания о вагнеровцах, несмотря на рекомендации по их внесению от экспертов. Отдельные инициативы существуют на уровне иностранных государств: в январе 2023 года «Вагнер» признал транснациональной преступной организацией Минфин США, в марте 2023 года – террористической организацией Сейм Литвы. На уровне инициатив остаются соответствующие решения в Канаде и Великобритании.

Признание ЧВК «Вагнер» террористической организацией и проведение расследования касательно возможного государства-регистрации компании способствовало бы заморозке ее активов и резко ударило бы по возможности вооружаться и совершать зверства, как в Украине, так и в Мали, Ливии, Сирии, ЦАР, Ираке. При всей любви Пригожин к наличке, вагнеровцы получают миллионные доходы от охраны месторождений в Африке на банковские счета, поэтому в теории могут возместить ущерб, причиненный их бойцами, самостоятельно.

Что касается индивидуальной уголовной ответственности, то ее не избежать – у юрисдикции есть и украинские суды, и суды иностранных государств, и Международный уголовный суд. Так что «освобождение» от Путина еще не освобождает от ответственности за преступления, а бегство в Беларусь – далеко не гарантия бегства от Фемиды.

full-logo

Вас заинтересует

Самые популярные