Мы проанализировали свою санкционную базу, которую ведем еще с 2015 года, и можем заявить, что это не так.
Британские и канадские санкции не впечатляют
По состоянию на 1 сентября 2023 года против 4 822 юридических лиц (это 67% от общего количества юрлиц в базе) введены только санкции Украины. Уже Украина ждет «синхронизации списков» от партнеров.
Несмотря на достаточно большой объем американских санкций и важное значение для поддержания и усиления санкционного давления на Россию, еще очень много юрлиц должны оказаться в санкционных списках США.
Но не менее важно попадание всех российских предприятий ВПК в санкционные списки всех стран санкционной коалиции. Именно санкции США являются наиболее эффективным примером для партнеров.
Несмотря на то, что уже с декабря 2022 года некоторые европейские функционеры начали говорить, что санкции ЕС уже «достигли своего потолка», европейские санкции против юридических лиц – это, к сожалению, только 11% от общего количества юрлиц, в отношении которых введены санкции.
Несмотря на большую роль Великобритании и Канады в поддержке Украины в борьбе против российской агрессии, британские и канадские санкции в отношении юрлиц пока не поражают масштабами.
Вывод из нашего анализа – необходимость синхронизации санкций всех партнеров по «санкционной коалиции» и дальнейшего наращивания санкций в отношении юридических лиц.
«Засветить» и ограничить каждое предприятие, имеющее прямое или косвенное отношение к российскому ВПК или к финансированию войны – это то, что поможет предотвратить производство агрессором современного оружия в нужном для ведения войны количестве.
Самое креативное направление в России – схемы по обходу санкций
Мы видим сколько усилий и креатива применяет сегодня Россия для создания схем обхода санкций. Придумать способ, как обмануть соседей или что-то украсть – это действительно, пожалуй, самое креативное направление деятельности России еще со времен СССР.
К сожалению, это будет соревнование в скорости принятия решений. Здесь большинству наших западных партнеров тоже есть над чем задуматься. По меньшей мере, над тем, что для эффективности санкций нужно иметь специальные механизмы и инфраструктуру введения, имплементации, контроля соблюдения санкций. Да, это дополнительные структуры, люди, бюджетные средства.
Нет, мы не наивны. Мы видим, как тяжело одобряются многие важные решения. Мы понимаем политические сложности, которые приходится преодолевать тем, кто понимает необходимость остановить российскую агрессию. Но мы видим и мировые тенденции. О глобальной экономике по состоянию на 24 февраля 2022 года в этом мире придется забыть. Надолго. Строить новую систему мировой безопасности и новые экономические связи – через потери и кризис. К сожалению, этому нет альтернативы.
Санкции – это надолго. Надежды тех, кто ожидал, что «кризис» как-то сам пройдет, не оправдались. Вместо этого поступает понимание, что настоящий кризис в мире только начинается.
Санкции – блокирование активов, инвестиционные, экспортные и другие ограничения – надолго станут одним из инструментов (не самым плохим, к сожалению) общения между отдельными государствами и группами государств. Поэтому у каждой страны должны быть соответствующие органы и процедуры. Еще на вчера. Сегодня этим нужно заниматься срочно.